• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подходы к изучению бизнес-моделей: концептуальные основы, ресурсы, процессы взаимодействия, оценка результатов

Приоритетные направления развития: менеджмент
2014

Объектом данного исследования являются бизнес-модели, их ключевые элементы и подходы к изучению.

В рамках проекта была поставлена цель по разработке и обоснованию подхода к анализу БМ, в контексте создания общей концептуальной основы для консолидации различных направлений менеджериальных исследований. Для достижения цели были поставлены и решены  следующие задачи:

  • анализ и систематизация подходов к изучению моделей бизнеса, поиск платформы для системных исследований и разработки релевантных оценок различных моделей бизнеса;
  • анализ модели бизнеса как основания для оценки менеджериальных практик: разработка подхода к оценке маркетинговых практик;
  • исследование ориентации на клиента как составной части современной БМ;
  • анализ инновационной составляющей БМ и конфигурации моделей открытых инноваций.

Для решения поставленных задач работа над проектом в 2014 году велась по нескольким сопряженным направлениям:

  • анализ консолидации понимания и направлений исследований БМ;
  • построения концептуальной основы и предложение авторской схемы анализа БМ;
  • анализ модели бизнеса как основания для оценки менеджериальных практик по операционному содержанию БМ;
  • формирование операционной системы БМ и операционализация концептуальной БМ;
  • исследование клиентоориентированности российских компаний и значение полученных результатов для формирования БМ;
  • анализ ключевых элементов БМ компаний прямых продаж;
  • инновационные БМ: анализ составляющих;
  • влияние внешней среды на возможности обновления БМ и конфигурацию моделей открытых инноваций.

В исследовательском проекте использовался комплекс методов, в том числе индуктивный и дедуктивный метод, статистические методы анализа, моделирование, метод исследования конкретных ситуаций (case study), метод опроса, метод глубинных интервью.

При подготовке отчета использованы различные источники информации (опросы руководителей предприятий и подразделений, индивидуальных предпринимателей, данные официальной статистики, материалы международных организаций и аналитических центров).

В частности в проекте использованы данные Росстата, Всемирного банка и ОЭСР, ежегодного опроса руководителей компаний, публикуемые Всемирным экономическим форумом в отчетах о глобальной конкурентоспособности, материалы информационно-аналитических и рейтинговых агентств, материалы ежеквартальных и годовых отчетов, сайты компаний.

Новизна исследования и наиболее важные результаты заключаются в следующем:

  • В ходе проведения исследования были рассмотрены и систематизированы различные подходы к пониманию сути БМ в динамике за последние два десятилетия. На основе анализа ключевых тенденций в исследовании БМ предложена концептуальная БМ, а также схема анализа БМ компании, которая может стать теоретической платформой для дальнейшего исследования и лечь в основу новой методологии изучения данного сложного феномена.
  • В рамках обобщения существующего многообразия взглядов и трактовок понятия БМ выделены различные измерения ценности, как центрального элемента БМ: создание, распространение ценности и присвоение части ценности в виде дохода участниками межфирменной сети. На основании семантического и более детального анализа определений авторами было сформулировано обобщенное определение БМ.
  • На основе зафиксированного консенсуса во взглядах исследователей БМ и ранее разработанного авторского подхода в маркетинге была предложена концептуальная модель, основанная на сетевом межфирменном взаимодействии, демонстрирующая взаимодействие различных компонентов БМ. Данная концептуальная модель может быть рассмотрена в качестве  общей теоретической платформы для типологизации существующих БМ.
  • На основе разработанной концептуальной модели БМ предложен подход к проведению последовательного анализа БМ, опирающийся на предложенную концепцию сетевого содержания БМ. Данный подход включает три стадии его проведения – анализ сети, механизма взаимодействия основных участников сети, результатов межфирменного взаимодействия. Выделение этих трех стадий анализа позволяет упорядочить его проведение, логическим образом группировать метрики и индикаторы, используемые в анализе. Операционализация схемы на каждом из выделенных уровней позволит проводить экспрес-анализ проектируемых и используемых БМ и классифицировать существующие модели по множественным параметрам выделенных уровней.
  • В рамках анализа операционного уровня БМ Выявлены варианты соотношения БМ и бизнес-процессов. Разработана обобщающая модель возможного соотношения стратегии, БМ и бизнес-процессов, на основе которой проведено детальное описание операционной системы БМ как целостного объекта.
  • Разработаны операционный, структурный, межфункциональный и процессный срезы БМ, что позволило подойти к рассмотрению возможностей количественной и качественной оценки операционной составляющей БМ.
  • Предложен состав показателей оценки исходных ресурсов и результатов БМ для проведения анализа эффективности БМ по ее результатам, а также для принятия решений о необходимости разработки новой БМ предприятия при существенном изменении качества и количества исходных ресурсов.
  • В рамках изучения клиентоориентированности как одного из ключевых элементов бизнес-модели было проведено тестирование ряда шкал (MKTOR, 9 факторной шкалы Дешпанде, Фарли и Вебстера (1993), проактивной рыночной ориентации, реактивной рыночной ориентации) и обоснована необходимость их адаптации для использования на российском рынке. Анализ количественного исследования показал, что менеджеры российских компаний признают важность ориентации на клиента, однако низкие значения ключевых для клиентоориентированности индикаторов говорят о том, что клиентоориентированность является скорее декларируемой, они не лежит в основе БМ компании, ориентированной на создание ценности для клиента. Применение качественных методов исследования позволило выделить причины декларируемой клиентоориентированности на российском рынке. Основная проблема заключается в искаженном понимании механизма ориентации на клиента и его места в процессе построения БМ компании, в компаниях не развиты процессы сбора, распространения и анализа информации о клиентах, нет методик по измерению удовлетворенности, не выстроены кросс-функциональные бизнес-процессы обмена информацией внутри компании.
  • На основе всероссийского исследования была проанализирована БМ прямых продаж по трем основообразующим элементам (клиенты, партнеры, создаваемая ценность). На основе полученных данных дана характеристика партнеров-дистрибьюторов компании и разработана структура ценности для партнеров компании, состоящая из ряда компонентов: экономических, личностных, организационных. Также проведен анализ разрывов между ожиданиями партнёров и оценкой ими получаемой ценности, что отражается на общей удовлетворенности партнеров от занятия дистрибьюторской деятельностью в индустрии прямых продаж. Выявлены основные характеристики потребителей и получаемая ими ценность, на основании чего показаны преимущества прямых продаж для клиентов. 
  • Идентифицированы движущие силы (новизна, экономичность, комплементарность и удержание) инновационных БМ, способствующие увеличению создаваемой ценности и повышению устойчивости конкурентных преимуществ компаний. В основе эффективного использования движущих сил создания ценности и устойчивости конкурентных преимуществ лежат инновационные составляющие БМ, реализация принципов маневренности и открытых инноваций, формирование взаимовыгодных партнерских отношений. Движущие силы создаваемой ценности, обновление и трансформация БМ существенно зависят от особенностей бизнес-среды, что подтверждает анализ изменений бизнес – моделей компаний Nokia и Lassila & Tikanoja, представленные в кейсах.
  • Проведенное с использованием экспертных оценок из Глобального Инновационного Индекса межстрановое сопоставление показало, что возможности создания новых и обновления существующих БМ тесно взаимосвязаны с особенностями бизнес-среды: верховенством права, интенсивностью локальной конкуренции, степенью развития межфирменных отношений. Эти особенности непосредственно влияют на основные компоненты БМ, на инновационные решения компаний по совместному созданию ценности, базирующиеся на использовании комплементарных активов и развитии партнерских отношений, на решения по режиму присвоения ценности и построению операционной модели организации бизнеса.

Публикации по проекту:


Смирнова М. М., Rebiazina V. A., Rozhkov A. G. Revising Customer Orientation Concept in Emerging Markets: Findings from the Russian Market, in: Listening to consumers of emerging markets. Proceedings of the 2014 Annual Conference of the Emerging Markets Conference Board January 9–11, 2014. New Delhi : IIM LUCKNOW Noida Campus, 2014. Ch. 157. P. 791-796.
Бек М. А., Бек Н. Н. Бизнес-модели: инновационные аспекты // Менеджмент инноваций. 2014. № 4. С. 244-256.
Бек Н. Н., Жмыхов А. А. Концепция «быстрых стратегий»: опыт Nokia // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 9. С. 51-60.
Ребязина В. А., Смирнова М. Клиентоориентированность российских компаний: результаты эмпирического исследования // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 265-269.
Rebiazina V. A., Smirnova Maria. Strategic Orientations as a Driver of Innovations in Russian Firms / Высшая школа менеджмента СПбГУ. Series # 7 (E)–2014 "Management". 2014. No. 7.
Колесник Н. А. Приложение 1. Подход к оценке влияния доверия на принятие решения о выборе партнера // В кн.: Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 402-419.
Колесник Н. А. Источники и виды создания ценности в контексте управления компанией // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. 2014. Т. 5. № 3. С. 120-136.
Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!