• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование бизнес-моделей на развивающихся рынках

Приоритетные направления развития: менеджмент
2015

Объектом данного исследования являются бизнес-модели, их особенности в разных отраслях в условиях развивающегося рынка.
В рамках проекта была поставлена цель разработки и тестирования подхода к анализу БМ, в контексте создания общей концептуальной основы и консолидации различных направлений менеджериальных исследований. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
  • Разработка и тестирование методологии смешанного качественного и количественного исследования БМ и дизайн общей схемы и последовательности проведения исследования;
  • Тестирование методологии оценки операционного среза бизнес-модели на примере металлургической отрасли;
  • Проведение качественного исследования среди менеджеров российских и международных компаний. Выделение специфических черт БМ сферы внемагазинной торговли (электронная коммерция и прямые продажи);
  • Анализ особенностей формирования и реализации инновационных бизнес-моделей;
  • Разработка кейсов отдельных БМ на развивающихся рынках.
Используемые методы: в исследовательском проекте использовался комплекс методов, в том числе индуктивный и дедуктивный метод, статистические методы анализа, методисследования конкретных ситуаций (case study), метод опроса, метод глубинных интервью.

Эмпирическая база исследования: при подготовке отчета использованы различные источники информации (опросы руководителей предприятий и подразделений, индивидуальных предпринимателей, данные официальной статистики, материалы международных организаций и аналитических центров).В частности в проекте использованы данные Росстата, Всемирного банка и ОЭСР, ежегодного опроса руководителей компаний, публикуемые Всемирным экономическим форумом в отчетах о глобальной конкурентоспособности, материалы информационно-аналитических и рейтинговых агентств, материалы ежеквартальных и годовых отчетов, сайты компаний.

Результаты работы: в ходе исследования была проведена операционализация и последующее тестирование предложенного ранее авторского подхода к анализу БМ использующего в качестве единицы анализа сеть взаимодействующих агентов рынка, а не отдельную фирму. Оригинальность самого подхода по сравнению с предложенными ранее состоит в том, что он предполагает рассматривать механизм создания и распределения ценности вдоль цепочки как единый механизм, единую систему, в которой изъятие и распределение созданной совместно ценности сильно зависит от роли и положения доминирующего звена. Подход позволил обосновать последовательность проведения анализа БМ (схему), которая обеспечивает:
  • проведение одновременного анализа сети игроков и их ролей по отношению к доминирующему звену (анализ и визуализация сети и доминирующих игроков);
  • возможности объяснения механизма взаимодействия смежных звеньев цепи и вклада доминирующего звена в процессы согласования взаимодействия;
  • оценку возможных сбоев (рассогласованности) во взаимодействии игроков (анализ взаимодействия) и предлагает методы их предотвращения;
  • возможности мониторинга результатов взаимодействия агентов сети в динамике (товары/услуги, информация, денежный поток, изменение позиции в сети, изменение клиентского потока), создающие условия для воспроизведения цепочки.

В результате тестирования на фармацевтическом рынке была визуализирована структура БМ, выделены основные группы участников цепочки создания ценности и их роли; предложена классификация БМ на данном рынке в зависимости от положения доминирующего звена. Также проанализированы механизмы и результаты взаимодействия фокальной фирмы и других участников цепочки. В результате были классифицированы возможные сбои, возникающие между различными группами участников, а также предложены способы их преодоления, доступные фокальной фирме.

Развивая логику оценки состояния работающих на развивающемся рынке БМ, участники проекта протестировали предложенный подход на металлургическом рынке и продемонстрировали более широкий спектр возможностей подхода. Было показано, что для предприятий черной металлургии важнейшим элементом БМ является цепочка создания ценности (включая ее операционный и логистический блоки) как основа организации основных бизнес-процессов и моделирования затрат и результативности бизнеса. На основе содержания вариантов производства металлопродукции построена обобщенная цепочка создания ценности в черной металлургии, разработана модель логистической компоненты БМ, предложена матрица возможных БМ компаний черной металлургии, описан градиент цепочки создания ценности в черной металлургии. С помощью детализации технологической и логистической составляющей матрицы возможных БМ проведен анализ современных БМ ведущих компаний черной металлургии РФ.

На основе вторичной информации проведен и представлен в работе анализ текущего состояния сектора внемагазинной торговли, определены барьеры для развития и потенциал роста внемагазинной торговли. Эмпирические данные, полученные в результате проведения глубинных интервью с представителями компаний в сфере электронной коммерции, а также всероссийского исследования независимых дистрибьюторов (которое проводилось лабораторией), послужили основой для выявления особенностей БМ в этой сфере.

По результатам проведенного анализа показано, что отраслевой контекст оказывает существенно влияние на формирование и развитие БМ в сфере внемагазинной торговли. При этом активное распространение Интернета на территории Российской Федерации способствует как формированию новых форм так и трансформации традиционных БМ внемагазинной торговли.

На основе анализа вторичных данных, а также материалов 36 углубленных интервью с руководителями российских компаний сферы электронной коммерции выделены драйверы роста данного рынка, а также выделены основные мотивы потребительского выбора: удобство, цена и предлагаемый ассортимент. Также одной из особенностей БМ компаний в сфере электронной коммерции является развитие омниканальности (omni-channel) – новых каналов продвижения, которые объединяют онлайн и офлайн опыт потребителя, в результате чего потребители могут получить доступ к розничным брендам различными способами в любом месте и в любое время.

Результат проведенного анализа влияния интернет технологий на деятельность дистрибьюторов в прямых продажах были выявлены два основных момента. С одной стороны, технологии помогают дистрибьютору в выполнении аналитической, маркетинговой, коммуникативной и логистической функций. С другой, – доступность информации на сайте компании и других ресурсах снижает значимость роли самого дистрибьютора в БМ. На данном этапе исследования были проанализированы данные по использованию Интернета и наиболее распространенных его инструментов: электронная почта, веб сайты, видео каналы на YouTube, социальные сети. В результате исследования было выявлено наличие различий в соотношении использования реальных и виртуальных каналов коммуникаций с клиентами в разных возрастных группах дистрибьюторов. Соответственно молодежь проявляет большую активность в Интернете. Несмотря на «недоиспользование» этих технологий в коммуникациях, старшее поколение дистрибьюторов показывает более высокую результативность продаж. В результате проведенного факторного анализа, позволившего сгруппировать личные и интернет коммуникации, появилась возможность проанализировать соотношение между реальными и виртуальными коммуникациями, используемыми дистрибьюторами на российском рынке. Дисперсионный анализ показал, что, несмотря на внедрение интернет коммуникаций в БМ прямых продаж, приоритет во всех возрастных группах остаётся за межличностным общением.

В отчете представлены новые результаты исследования инновационных бизнес-моделей, БМИ с целью стратегической адаптации бизнеса к вызовам, обусловленным изменениями среды ведения бизнеса в России и обеспечения его конкурентоспособности. На отдельных кейсах выделены и продемонстрированы два основных типа БМИ (дизайн новых БМ и реконфигурация существующей БМ) и категории (типы) БМ(описательные, нормативные, инструментально-управленческие и дидактические).

На основе укрупненной схемы модели 4I процесса инновационного обновления БМ и анализа эволюции моделей инновационных процессов продемонстрированы возможности применения методов и инструментов стратегического анализа и маркетинговых исследований в процессах дизайна и трансформации БМИ.

В завершающем разделе исследования на примере различных кейсов показана возможность применения предложенных схем анализа БМ и БМИ, продемонстрировано многообразие БМ, успешно работающих на российском рынке.

Публикации по проекту:


Давий А. О., Rebiazina V. A. Investigating Barriers and Drivers of the E-Commerce Market in Russia / NRU Higher School of Economics. Series MAN "Management". 2015. No. WP BRP 40/MAN/2015.
Rebiazina V. A., Smirnova M., Podmetina D., Volchek D. Uncovering Driving Forces for Better Product Innovation: Have Russian Firms Learned to Balance the Focus on Internal and External Partners?, in: Adoption of Innovation. Balancing Internal and External Stakeholders in the Marketing of Innovation. Switzerland : Springer International Publishing, 2015. doi Ch. 12. P. 197-222. doi
Rebiazina V. A., Smirnova M., Khomich S. Cooperation at Different Stages of Innovation Process: the Effect on Company's Performance / Graduate School of Management Saint-Petersburg State University. Series # 4 (E)-2015 "Working Papers". 2015. No. 4.
Колесник Н. А. Модель анализа взаимоотношений с партнерами в межфирменной сети // В кн.: Современный менеджмент: проблемы, гипотезы, исследования. Вып.6 [Электронный ресурс]: Сборник научных трудов / Сост.: Е. В. Филипская; науч. ред.: И. О. Волкова. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 23-36.
Колесник Н. А. Функции создания ценности в межфирменных отношениях // В кн.: XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 241-250.
Ideas in Marketing: Finding the New and Polishing the Old. San Francisco : Springer International Publishing, 2015.
Стерлигова А. Н. Логистический контекст бизнес-модели предприятия // Логистика и управление цепями поставок. 2015. № 1. С. 24-34.
Kolesnik N. A. Interorganizational Network Management Model, in: Ideas in Marketing: Finding the New and Polishing the Old. San Francisco : Springer International Publishing, 2015. Ch. 269. P. 726-734.
Kolesnik N. A., Tretyak O. A. Internet Technologies in Communication Strategies of Distributors, in: 17th Eurasia Business and Economics Society (EBES) Conference Proceedings Т. 3. Венеция : [б.и.], 2015. Ch. 102. P. 1897-1906.
Klimanov D., Frolkina E. THE IMPACT OF CRM SYSTEM USE ON CUSTOMER UNDERSTANDING BY THE COMPANY: THE CASE OF RUSSIAN OPHTHALMOLOGY MARKET // Trziste. 2015. Vol. 27. No. 1. P. 75-92.
Rozhkov A. G., Smirnova M. M., Rebiazina V. A. Customer orientation in emerging markets: concepts and empitical tests, in: Emerging Markets and the Future of the BRIC Nations. Massachusetts : Edward Elgar Publishing, 2015. Ch. 10. P. 170-191.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!