• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разработка и тестирование процедуры диагностики современного состояния бизнес-моделей и обоснование направлений развития бизнес-моделей для компаний различных отраслей

Приоритетные направления развития: менеджмент
2016

Цель работы: Разработка и обоснование подхода к анализу бизнес-моделей, в контексте создания общей концептуальной основы для консолидации различных направлений менеджериальных исследований. На данном этапе цель научного исследования состоит в разработке и тестировании процедуры диагностики современного состояния БМ и обосновании направлений развития БМ.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • Анализ отраслевой специфики БМ (сектора металлургии, фармацевтической продукции) и ее влияния на разработку процедуры проведения общей диагностики  БМ и обоснования направлений развития БМ;
  • Исследование влияния интернет технологий на трансформацию БМ прямых продаж;
  • Инновационное обновление БМ компаний, работающих на российском рынке с использованием инструментов стратегического анализа и маркетинговых исследований;
  • Разработка последовательности проведения процедуры общей диагностики БМ и обоснования направлений развития БМ в межотраслевом контексте.

Используемые методы: мета-анализ предшествующих исследований, метод обобщений - от конкретного к абстрактному, индуктивный метод, метод исследования конкретных ситуаций (case study), метод включенного наблюдения, метод опроса, социологические методы сбора и обработки информации, а также статистические методы анализа и методы моделирования

Эмпирическая база исследования: При подготовке отчета использованы различные источники информации (опросы руководителей предприятий и подразделений, индивидуальных предпринимателей, данные официальной статистики, материалы международных организаций и аналитических центров). В частности в проекте использованы данные Росстата, Всемирного банка и ОЭСР, ежегодного опроса руководителей компаний, публикуемые Всемирным экономическим форумом в отчетах о глобальной конкурентоспособности, материалы информационно-аналитических и рейтинговых агентств, материалы ежеквартальных и годовых отчетов, сайты компаний.

Результаты работы:

Анализ отраслевой специфики БМ и ее влияния на разработку процедуры общей диагностики БМ проводился последовательно сначала для фармацевтической отрасли, затем для металлургии (первый и второй разделы отчета). В первом разделе было показано, что фармацевтическая БМ обладает четко выраженной отраслевой спецификой. Исходя из структуры и особенностей функционирования российского фармацевтического рынка, было показано, что врачи играют значительную роль, поскольку формируют мнение пациентов и влияют на их решение относительно используемой терапии. Компания-производитель как доминирующее звено в цепочке создания ценности направляет свои усилия на координацию интересов именно с этой группой участников БМ в соответствии с интересами цепочки в целом, а также преследуя цель увеличить доступ пациентов к наиболее эффективной и безопасной терапии.

На основе исследования врачей построена модель факторов лояльности врачей-офтальмологов. В исследовании были выявлены четыре фактора, продемонстрировавшие значимую связь с лояльностью врачей (выраженную в назначениях ими препаратов компании-производителя пациентам): эффективность и безопасность препаратов компании, цена препаратов, доверие доктора компании, рекомендации препаратов со стороны других врачей.    

Выявленные факторы лояльности врачей, позволили, в свою очередь, выделить и обосновать наиболее значимые сбои во взаимодействии врачей с компанией-производителем. Таковыми оказались отсутствие поддержки компании со стороны ключевых лидеров мнения, приоритет цены товара над его эффективностью при назначениях врачей, а также законодательное ограничение доступа представителей компаний к профессионалам здравоохранения.  Доминирующему звену БМ (в данном случае – фирме-производителю) для проведения успешных координаций межфирменных взаимодействий необходимо использовать знание факторов, влияющих на лояльность врачей, для построения и использования  релевантных инструментов координации в работе с врачами.

Анализ сетевой составляющей БМ российских предприятий по производству стали в разрезе создания и предоставления ценности для клиентов был проведен по материалам ведущих компаний отрасли, производящих сталь: Металлоинвест, Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Северсталь, Евраз, Мечел, Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ), Абинский электрометаллургический завод (АЭМЗ), Ашинский металлургический завод (АМЗ). В результате был сделан вывод, что в основе различий современных БМ российских предприятий по производству стали лежит охват их деятельности вертикально-интегрированными структурами.  В работе предложена систематизация БМ в металлургической отрасли на основе своеобразия этого доминирующего вертикально-интегрированного звена.

Продолжая анализ весьма своеобразного элемента БМ, которым является вертикально интегрированный комплекс, авторы показали необходимость отдельного рассмотрения логистической составляющей БМ как основы механизма вертикальной интеграции участников БМ металлургической отрасли.  Проведенный анализ показал широкую вариативность логистических цепочек как основы механизма взаимодействия участников БМ предприятий черной металлургии РФ.

Исследование влияния интернет технологий на трансформацию БМ прямых продаж (раздел 3) опиралось на сформулированные ключевые варианты трансформации БМ прямых продаж на основе анализа мировых трендов в ритейле, и результаты академических исследований по влиянию интернет технологий на трансформации взаимодействия дистрибьюторов и клиентов. Изменения БМ были выделены на процессном, функциональном, коммуникационном и стратегическом уровнях. В роли ключевых трансформаций был отмечен стремительный рост коммуникационных интернет-технологий и переход компаний к омни-канальным (omni-channel)  стратегиям дистрибуции, интеграции различных онлайн и офлайн каналов (Verhoef, Kannan, Inman, 2015). В результате была предложена схема типовой БМ прямых продаж, разработанная с учетом современных мировых тенденций в ритейле и внедрением интернет технологий.

Исследование путей и возможностей инновационного обновления БМ компаний, работающих на российском рынке (раздел 4), проводилось с ориентацией на решение задач стратегической адаптации бизнеса к изменениям внешних условий, в том числе обусловленных развитием ИКТ.

Статистический анализ оценок взаимосвязей индикаторов, индексов и показателей из (The Global Innovation Index 2016) и (The Global Competitiveness Report 2015–2016) по совокупности 123 стран мира показал, что вариация оценок возможности создания новых БМ с использованием ИКТ может быть в значительной мере объяснена различиями локальных особенностей внешних условий ведения бизнеса. В странах БРИКС возможности создания новых БМ более тесно взаимосвязаны с такими факторами, как эффективность правительства, количество местных поставщиков и интенсивность локальной конкуренции.

Выделена требующая решения методологическая проблема развития существующих методов анализа и оценки эффективности БМИ. Для разных стейкхолдеров БМИ имеет разную ценность. С этой позиции генерируемые бизнесом ценности должны соответствовать целям и ожиданиям каждого стейкхолдера, что делает необходимым разработку методологии анализа БМ, ее устаревания и дизайна БМИ на основе интеграции интересов разных групп стейкхолдеров и учета сетевых эффектов.

С использованием подготовленных кейсов проведена апробация возможностей применения инструментов стратегического менеджмента и маркетинга для согласованного решения задач стратегического анализа и обоснования решений по совершенствованию стратегий и обновлению бизнес моделей с учетом тенденций изменения внешней среды ведения бизнеса в России.

На основании проведения комплекса исследований по анализу БМИ обоснована необходимость расширения концептуальной модели построения и анализа БМИ путем включения в неё положений теории стейкхолдеров, концепции общей ценности, компонентов, отражающих влияние международных, макро и сетевых факторов. 

Публикации по проекту:


Гулакова О. В., Ребязина В. А., Смирнова М. М. Специфика клиентоориентированности компаний на российском рынке: результаты эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2015. № 4. С. 39-73.
Третьяк О. А., Климанов Д. Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 1. С. 115-130.
Kolesnik N. A. E-Communication in Personal Sales: Internet Usage and Performance / National research university Higher School of economics. Series WP BRP "Basic research program". 2016. No. 54/MAN/2016.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!