• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационные сервисы в экономике и управлении

Ребязина В. А., Владимиров Ю. Л. Сетевые формы взаимодействия российских компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 5 (58). С. 280-292.
2011

Коды по классификатору Elibrary:
20.00.00 Информатика
20.51.00 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

Исследования в сфере предоставления информационных сервисов в последние годы получили широкое распространение по всему миру вследствие постоянного увеличения потоков информации, а также растущего уровня проникновения телекоммуникационных услуг на рынок. Проблематика межфирменного взаимодействия в сфере информационных и коммуникационных технологий имеет большое значение в контексте развития российского сегмента сети интернет, в том числе предоставления услуг и сервисов, предъявляющих высокие требования к качеству интернет трафика и уровню связанности поставщиков услуг и интернет провайдеров. Для компаний, действующих на данном рынке, чрезвычайно важны вопросы поиска источников конкурентных преимуществ, которые были бы устойчивы и позволяли компаниям малого и среднего бизнеса данной отрасли сохранять независимость, конкурентоспособность и предоставлять клиентам целостный комплексный продукт, качество которого они не в состоянии обеспечить без взаимодействия с партнерами.

Теоретический анализ специфики развития межфирменного взаимодействия на рынке информационных и коммуникационных услуг, включающем рынок информационных сервисов, важен с точки зрения разработки моделей управления процессом формирования и развития отношений. Своеобразие и технологические особенности информационных и коммуникационных услуг требуют выработки новых подходов и инструментов для оценки роли межфирменного взаимодействия в развитии информационных услуг и информационных сервисов. Поэтому анализ специфики развития межфирменного взаимодействия на рынке информационных и коммуникационных услуг, которое осуществляется посредством межсетевого обмена информацией (пиринга), является актуальной теоретической задачей и представляет собой предмет для отдельного изучения.

Объектом данного исследования являются компании малого и среднего бизнеса, работающие на российском рынке информационных и коммуникационных технологий, и отношения, которые формируются между нимив процессе межсетевого обмена информацией (пиринга).

Исследование направлено на изучение особенностей развития и проникновения современных видов информационных и коммуникационных услуг и сервисов в российских регионах, где поставщиком услуг выступают компании малого и среднего бизнеса.

Цель исследования – выявить этапы развития и определить роль межсетевого обмена информацией (пиринга) в развитии современных видов информационных и коммуникационных услуг.

Для достижения поставленной цели в рамках реализации проекта были поставлены и впоследствии решены следующие задачи:
1. проанализировать существующие подходы к определению и классификации информационных сервисов;
2. рассмотреть основные теоретические походы к изучению роли сетевых форм взаимодействия в отрасли информационных и коммуникационных услуг;
3. рассмотреть историю развития и становления региональных площадок обмена трафика;
4. сформировать «типовой» портрет участника программы обмена трафика;
5. изучив договорную базу, описать формы контрактных отношений; рассмотреть типовые условия контрактации;
6. рассмотреть межфирменные отношения участников и определить причины кооперативного поведения;
7. оценить зависимость качества и номенклатуры предоставления современных видов информационных и коммуникационных услуг от степени развития программ обмена трафика (пиринга).

В ходе реализации исследования были осуществлены следующие основные этапы:
1. Анализ основных теоретических подходов к изучению сетевых взаимодействий в сфере информационных и коммуникационных технологий;
2. Анализ существующих исследований развития ИКТ в России и роли сетевых форм организации бизнеса в деятельности малых и средних российских предприятий, предоставляющих информационные и коммуникационные услуги.При этом данный анализ был сфокусирован на исследованиях информационных сервисов в экономике и управлении.

В исследовательском проекте использовался комплекс методов, в том числе индуктивный и дедуктивный метод, метод исследования конкретных ситуаций (casestudy), метод опроса (проведение глубинных интервью с экспертами и интервью по структурированной анкете).

Информационная база – результаты интервью с представителями компаний (например, были проведены интервью с представителями компании «Яндекс»), результаты эмпирического исследования, информация из вторичных источников, а также доступные  (в т.ч. опубликованные) информационные массивы – результаты предыдущих российских и зарубежных исследований.

Таким образом, основными источниками информации послужили:

  • анализ теоретической литературы по маркетингу услуг с целью разработки классификации информационных сервисов;
  • анализ вторичных источников (статистические материалы, отчеты по ИКТ отрасли, данные компаний, Интернет-источники, статьи и др.);
  •  проведение полевого исследования информационных сервисов методом глубинных интервью.

Проведение полевого исследование информационных сервисов осуществлено методом глубинных интервью с представителями компаний и экспертов в ИКТ отрасли. В ходе исследования проведена работа по подготовке протокола интервью и разработке руководства по проведению глубинных интервью с респондентами.

По всем перечисленным выше пунктам получены содержательные результаты, которые представлены в подготовленном итоговом отчете по проекту. В первом разделе отчета проанализированы существующие подходы к определению и классификации информационных сервисов, на основе данной классификации построена дальнейшая работа. Во втором разделе рассмотрены основные теоретические походы к изучению роли сетевых форм взаимодействия в отрасли информационных и коммуникационных услуг. В третьем разделе рассмотрено понятие пиринга, а также конкретизированы основные характеристики пиринговых отношений как одной из самых передовых и наименее изученных форм взаимодействий в сфере информационных и коммуникационных технологий.

В итоговом отчете представлены результаты проведенного исследования. При этом следует особо отметить, что результаты проведенного в 2011 г.  исследования  форм межфирменного взаимодействия в сфере информационных и коммуникационных технологий, открывают возможности для развития дальнейших направлений исследований в данной области, в том числе по более углубленному изучению пиринговых отношений между компаниями.
По итогам проведения исследований подготовлены аналитические отчеты, которые могут интенсивно использоваться в учебных курсах «Формы сетевого взаимодействия компаний» (факультет экономики НИУ ВШЭ), «Маркетинг партнерских отношений», «В2В маркетинг», «Стратегический маркетинг» (факультет менеджмента НИУ ВШЭ).

Публикации по проекту:


Ребязина В. А., Владимиров Ю. Л. Сетевые формы взаимодействия российских компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 5 (58). С. 280-292.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!