• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование сетевых форм организации бизнеса

2011

Коды по классификатору Elibrary:
06.00.00 Экономика. Экономические науки
06.39.00 Наука управления экономикой
06.39.31 Теории организации и принятия экономических решений

В исследованиях сетевых форм организации бизнеса отношения между организациями рассматриваются как нематериальные активы, как источники дополнительных конкурентных преимуществ. Реализации этих конкурентных преимуществ способствуют исследования, в которых выявляются закономерности динамики развития сетевых форм, выявляются ключевые характеристики наиболее распространённых типов, предлагаются методики для оценки результатов их функционирования. В аннотации раскрываются наиболее существенные результаты исследования сетевых форм организации бизнеса, проведённого в 2011 г. на материале российских компаний.

Объектом данного исследования являлись межфирменные взаимодействия. Была поставлена цель изучения клиентоориентированности как основы межфирменной координации и влияния внешних условий на формирование инновационно-активных межфирменных сетей.  В частности, были решены следующие задачи:

  • Анализ и систематизация существующих подходов к управлению процессом развития отношений «поставщик-потребитель».
  • Выделение и систематизация факторов, определяющих важность ориентации на клиента как источника устойчивых конкурентных преимуществ компаний-участников сетевых отношений.
  • Анализ моделей, позволяющих усилить ориентацию на клиента, и дальнейшая разработка инструментария оценки результативности сетевых межфирменных отношений.
  • Исследование внешней среды развития потенциальных участников инновационных межфирменных сетей – организаций  инновационного бизнеса; верификация укрупненной модели развития инновационного бизнеса с использованием статистических данных.
  • Апробация отдельных выводов, сделанных в ходе теоретического анализа, на материале пилотных обследований российских компаний методами опроса по структурированной анкете и методом кейс-стади.

В исследовательском проекте использовался комплекс методов, в том числе индуктивный и дедуктивный метод, метод исследования конкретных ситуаций (case study), метод опроса (проведение глубинных интервью с экспертами и интервью по структурированной анкете), статистические методы анализа, моделирование. Была  реализована логика анализа парных взаимодействия «поставщик – потребитель/клиент» в контексте современного маркетинга, акцентировалось внимание на клиентоориентированности как основе координации в сложных цепочках межфирменных взаимодействий. Эмпирической базой исследования послужили результаты полевых исследований, проведенных авторами в 2009-2011 гг., данные российской и международной официальной статистики, материалы компаний и организаций, опубликованные в прессе и размещенные в Интернете.

По всем перечисленным выше пунктам получены содержательные результаты.
Подробно проанализировано понятие «ориентация на клиента», представлено многообразие его трактовок. Содержательно клиентская ориентация рассматривалась в контекстах ее влияния на деятельность компании в целом и на разработку нового продукта. На основе анализа существующих подходов к определению ориентации на клиента предложена обобщающая трактовка клиентоориентированности. Сделан вывод о существенных ограничениях реализации клиентоориентированности вне цепочки взаимодействий.
В ходе анализа структуры и агентов взаимодействия выделены существующие подходы к определению системы взаимоотношений компании, выявлена роль и место клиентских взаимодействий в системе отношений компании и влияние других субъектов отношений на клиентоориентированность компании. В ходе исследования были сопоставлены характеристики системы взаимоотношений с клиентами на потребительских и промышленных рынках,  определены основные проблемы и инструменты, используемые в данных областях. Показано, что, помимо структурных элементов системы взаимоотношений, крайне важна и динамическая составляющая взаимодействий, представляющая собой процесс развития отношений между субъектами. Предложена универсальная модель процесса развития отношений, состоящая из четырех этапов.
В целях операционализации концепции ориентации на клиента в рамках разработанной процессной модели был проведен всесторонний анализ инструментов измерения ориентации на клиента (шкал оценки клиентоориентированности).  По итогам этого анализа был сделан вывод о несоответствии существующего инструментария управленческим задачам и необходимости разработки нового подхода к оценке клиентоориентированности на основе взаимодействия компаний в сети взаимоотношений (отношенческого подхода).
С учетом выявленных недостатков существующих подходов была разработана модель нормативной ориентации на клиента в процессе построения и развития отношений. В предлагаемой модели были объединены основные элементы концепции ориентации на клиента, разработанной ранее (сбор и обработка информации, механизмы адаптации и координации и т.д.), и модель развития отношений, предложенная в результате анализа. Уровень ориентации на клиента в данном случае можно трактовать как результат деятельности компании, способность компании эффективно развивать и поддерживать отношения с потребителем, создавая дополнительную ценность, целенаправленно управлять переходом с одного уровня ориентации на клиента на другой, более высокий.
Предложенная модель была протестирована на базе исследования практики управления отношениями компаний с клиентами в трех прикладных исследовательских проектах, в которых принимали участие сотрудники научно-учебной лаборатории сетевых форм организации факультета менеджмента.
Проведено исследование функционирования компаний на различных уровнях интеграции их деятельности, разработаны методические рекомендации по организации мониторинга показателей оценки деятельности на межорганизационном уровне.Основным результатом в области теории и методологии межорганизационных взаимодействий компаний и их связи с межфирменными сетями явилось уточнение состава признаков наличия сетевой организации в межорганизационной деятельности компании и разработанная в итоге система показателей оценки признаков наличия сетевой организации, включающая 50 индикаторов, объединенных в четыре группы по признакам сети.

В ходе исследования предложена и апробирована методика трехэтапного итерационного интервьюирования для повышения релевантности итоговых и верификации промежуточных результатов исследования. На основе полученных методических результатов и пилотного итерационного обследования межорганизационной деятельности разработан подход к выделению сетей как самостоятельных объектов управления на межорганизационном уровне деятельности компании, что в дальнейшем позволит более полно использовать потенциал межфирменных связей для развития сетевой конкуренции.
Разработана система показателей планирования и оценки результатов деятельности на межорганизационном уровне, включающая 123 показателя, разделенные на четыре группы (экономические, показатели взаимодействия с партнерами (поставщиками и потребителями), показатели организации внутренних бизнес-процессов, показатели человеческого капитала) по трем системам бизнес-организаций (информационная, операционная, система управления). Определена взаимосвязь выделенных показателей и спектр уровней интеграции, использующих данные показатели (операционный, функциональный, межфункциональный). На основе организованного мониторинга собрана статистическая база показателей функционирования предприятия на различных уровнях управления и подготовлены методические рекомендации по организации мониторинга показателей результатов деятельности на различных уровнях интеграции предприятий.

В 2011 г. завершено пилотное полевое исследование внешней среды развития потенциальных участников межфирменных сетей – организаций  инновационного бизнеса, проведен углубленный анализ условий и результатов развития межфирменных сетей, кластеров в России и других странах мира. На основе принятого в докладах Всемирного экономического форума (WEF) состава индикаторов, в совокупности определяющих оценки глобальной конкурентоспособности стран мира, проанализирована  взаимосвязь показателей, прямо или косвенно связанных с  оценками условий и результатов развития межфирменных сетей, кластеров. Корреляционная матрица, характеризующая взаимосвязи показателей, подтвердила предположение о тесной взаимосвязи индикаторов. Выделены два наиболее тесно взаимосвязанных  показателя, которые характеризуют конкурентоспособность экономики и в значительной мере определяют результаты развития межфирменных сетей, кластеров: (1) природа конкурентных преимуществ, (2) степень участия компаний-экспортеров в цепочках создания ценности.

Для моделирования процессов изменения условий и результатов  развития межфирменных сетей была выполнена работа по верификации и уточнению параметров ранее предложенной и апробированной укрупненной модели, первоначально предназначенной для  анализа влияния  факторов внешней среды, в частности, воспринимаемой собственниками вероятности потери прав собственности на результаты развития инновационного бизнеса. В итоговом отчете представлены результаты расчётов по данной модели, выполненные в 2011 г. с использованием уточненных результатов пилотного полевого исследования внешней среды развития бизнеса при вариации исходных данных с учётом возможностей ослабления действия неблагоприятных факторов.

Результаты проведенного в 2011 г.  исследования  сетевых форм организации бизнеса открывают возможности для развития дальнейших направлений исследований в данной области, в том числе по более углубленному изучению сетевого механизма координации, который может быть проанализирован на основе реально построенных цепочек взаимодействия, складывающихся на рынке в процессе создания ценности для клиента.

Публикации по проекту:


Стерлигова А. Н. Глава 5. Исследование результатов влияния межорганизационного взаимодействия на результаты деятельности компании // В кн.: Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 167-231, 386-388, 420-428.
Sheresheva M. Y., Kolesnik N. A. Stochastic Perspective of Industrial Distribution Network Processes // Industrial Marketing Management. 2011. Vol. 40. P. 979-987. doi
Третьяк О. А., Попов Н. И. Глава 4. Методология оценки результативности сетевых межфирменных отношений // В кн.: Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. Гл. 4. С. 144-166.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!