• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование сетевых форм организации бизнеса в странах БРИК

Приоритетные направления развития: менеджмент
2012

Феномен сетевых форм организации бизнеса, их формирование, динамика, результативность – актуальные темы фундаментальных исследований, являющиеся предметом широкой дискуссии в международном научном сообществе. Проблематика сетевой организации бизнеса имеет особое значение в контексте глобализации экономического пространства, поскольку для компаний, действующих на современных рынках, чрезвычайно важны вопросы поиска источников конкурентных преимуществ, которые были бы устойчивы и трудновоспроизводимы. Реализации этих конкурентных преимуществ способствуют исследования, в которых выявляются общие тенденции и специфика формирования межорганизационных сетей в различных странах. В аннотации раскрываются наиболее существенные результаты исследования сетевых форм организации бизнеса в странах БРИКС, проведённого в 2012 г.

    Объектом данного исследования являлись компании и отношения между ними. Была поставлена цель разработки и обоснования модели управления сетевыми межфирменными отношениями, исследования этапов становления сетевого межфирменного взаимодействия с учетом особенностей стран БРИКС.  В частности, были решены следующие задачи:

- а нализ моделей взаимодействия в цепочках создания ценности, более детальная проработка модели с учетом возможностей рыночного доминирования и властных полномочий в цепочке;

– кросс-культурный анализ условий развития межфирменных сетевых взаимодействий в странах БРИКС;

- выявление специфики сетевых форм организации бизнеса, обусловленных страновыми различиями, а также общих черт модели управления сетевыми межфирменными отношениями.

    В исследовательском проекте использовался комплекс методов, в том числе индуктивный и дедуктивный метод, метод исследования конкретных ситуаций (case study), метод опроса, включенное наблюдение, метод глубинных интервью, статистические методы анализа, моделирование.

    По всем перечисленным выше пунктам получены содержательные результаты.

Подробно проанализированы понятия «ценность» и «цепочка создания ценности». Проведены описание и классификация существующих теоретических моделей, посвященных созданию ценности, проанализированы индикаторы, с помощью которых компания может оценивать результаты маркетинговой деятельности. На основе анализа исследований по оценке результатов маркетинговой деятельности была построена концептуальная модель клиентского потока.

Более детально модель клиентского потока была воспроизведена на основе управленческих технологий, которые используются в определенных транснациональных компаниях, работающих с адресными потребителями. Эти технологии были изучены при включенном наблюдении и ряде глубинных интервью. Далее модель была оттестирована на предмет возможности ее применения для оценки результатов маркетинговой деятельности в современных условиях.

Построена модель поведения доминирующего звена в цепочке создания ценностей, которая демонстрирует, что для некоторых звеньев сети может быть выгодно обеспечить некоторые гарантии более "слабым" участникам, чтобы улучшить эффективность всей цепочки создания ценности.

В ходе исследования был проведен анализ темпов и результатов экономического развития стран БРИКС, свидетельствующий о положительной динамике и перспективности данных рынков в целом, но выявляющий отставание России как одной из стран БРИКС от других стран изучаемой группы по целому ряду важных показателей. Показано, что применительно к целям данного исследования различия в темпах экономического роста стран БРИКС между собой и с другими странами мира следует рассматривать как концентрированный результат влияния широкого круга факторов, который включает различия в условиях развития межфирменных сетевых взаимодействий, особенности сетевых форм организации бизнеса, модели управления сетевыми межфирменными отношениями, модели взаимодействия в цепочках и сетях создания ценностей, обусловленные межстрановыми различиями. Результаты исследования позволяют предположить, что значительные различия в темпах роста Индии и Китая, с одной стороны, и России и Южной Африки, с другой стороны, обусловлены не только более высокой долей инвестиций в ВВП, но и более эффективным использованием инвестиций, позволяющим добиться более высокого прироста ВВП на единицу инвестиций в основной капитал.

Проведенный в 2012 г. кросс-культурный анализ на основании результаты кросс-культурного анализа стран БРИК на основании парадигмы ценностных ориентаций Г.Хофстеде и теории моделей кросс-культурного взаимодействия Р.Гестеланда показал значительную неоднородность культуры стран БРИКС и достаточно существенное отличие их от «западных» культур. Кроме того, страны БРИКС внутренне неоднородны: параметры, характерные только для культуры отдельной страны или района, могут влиять на процесс становления межфирменных сетей более существенно. Поэтому переменные, используемые в странах Запада для изучения культурных аспектов межфирменных сетей, не всегда применимы к описанию ситуации в них и в других развивающихся странах.

В результате сравнительного анализа культурных особенностей межфирменных сетей в странах БРИКС был сделан вывод о наличии как общих черт, обусловленных глубинными характеристиками сетевого механизма координации, так и различий между сетевыми формами организации бизнеса в этих странах. Существование специфики обусловлено как культурными особенностями,  так и экономическими характеристиками рынков стран БРИКС и свойствами институциональной среды. Недооценка этой специфики может вызывать серьезные проблемы при вхождении на рынки этих стран для компаний с развитых рынков, а также при попытках построения сетей на рынках БРИКС с участием разных стран.

В 2012 г. были получены новые результаты исследования, нацеленного на углубление понимания проблем и возможностей инновационного развития межфирменных сетей, кластеров, организаций российского бизнеса. Исследование базировалось на результатах, полученных в 2011 г.в ходе пилотного полевого исследования внешней среды развития потенциальных участников межфирменных сетей – организаций  инновационного бизнеса. В ходе исследования 2012 г. был использован апробированный ранее методический подход, предусматривающий анализ и проверку гипотез на микро и макроуровне с использованием результатов межстрановых сопоставлений и модельных расчётов.  На данном этапе были предприняты усилия по расширению эмпирической базы анализа и состава анализируемых факторов применительно к более однородной группе стран БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, Россия, Южная Африка), которые, в соответствии с целями и задачами исследования 2012 г., рассматривались в качестве основного объекта межстранового анализа.

Была показана возможность использования концептуальной модели GEM при исследовании условий и результатов развития межфирменных сетей, кластеров, для чего в концептуальную модель GEM может быть внесен ряд дополнений: расширен состав показателей, характеризующих национальный экономический рост, введены в рассмотрение дополнительные блоки, характеризующие развитие инновационно ориентированных межфирменных сетей, увеличение количества и качества местных поставщиков и маркетинг, направленный на развитие инноваций, предпринимательства и межфирменных связей. Сопоставление условий, динамики и результатов развития в странах БРИКС межфирменных сетей и кластеров проведено с учётом типологии стран, принятой в проекте GEM: с ресурсно-ориентированной, эффективностно-ориентированной и  инновационно ориентированной экономикой.

Было проведено сопоставление стран БРИКС по трем показателям, характеризующим сложившиеся представления о возможностях и рисках предпринимательской деятельности: воспринимаемые возможности (perceived opportunities);  воспринимаемые способности (perceived capabilities);  страх неудачи (fear of failure). Для сопоставления стран БРИКС по воспринимаемым возможностям и условиям проявления предпринимательской активности были использованы опубликованные результаты опросов взрослого трудоспособного населения в возрасте от 18 до 64 лет в странах, участвующих в работах по глобальному мониторингу предпринимательства GEM APS. В качестве обобщающего показателя воспринимаемой респондентами благоприятности условий развития предпринимательства была использована сумма оценок воспринимаемых возможностей и способностей. Было показано, что значение этого показателя для России существенно ниже, чем для других стран БРИКС.

Проведенный анализ позволил уточнить существующие представления о причинах слабой инновационной активности российского бизнеса, отставания России от партнеров по БРИКС по большинству показателей, подтвердить выводы о влиянии внешней среды, в частности, качества институтов, на возможности развития инновационных межфирменных сетей и кластеров.

Полученные в 2012 г. результаты исследования  сетевых форм организации бизнеса в странах БРИК открывают возможности для развития дальнейших направлений исследований в данной области, в том числе по более углубленному изучению сетевого механизма координации с учетом страновых особенностей.

Публикации по проекту:


Sheresheva M. Y., Peresvetov S. B. Inter-firm Relationships of Russian SMEs: A Way to Survive the Crisis and to Innovate // Journal of Entrepreneurship & Innovation. 2012. Vol. IV. No. 4. P. 1-19.
Колесник Н. А., Мальков Д. Концепция верификации сетей в межфирменном взаимодействии // В кн.: Современный менеджмент: вопросы теории и практики. Сборник статей аспирантов и студентов / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. Вып. 5. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 72-85.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!