• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование специфики сетевых форм организации на развивающихся рынках: формирование отношений с клиентами

Приоритетные направления развития: менеджмент
2013

Объектом данного исследования являлись компании и отношения между ними. Была поставлена цель изучения ориентации на клиента в сетевых взаимодействиях на развивающихся рынках.

Для достижения цели были поставлены и решены  следующие задачи:

  • проанализировать развитие межфирменных сетевых взаимодействий на развивающихся рынках в контексте ориентации на клиента;
  • выявить специфику модели управления сетевыми межфирменными отношениями на развивающихся рынках и оценить релевантности метрик и методик, разработанных для рынков развитых стран, с учетом выявленной специфики сетевых форм организации бизнеса в странах БРИК;
  • проанализировать модели взаимодействия с клиентом в цепочках создания ценности на развивающихся рынках, более детальная проработка модели с учетом растущей вовлеченности клиента в процесс создания ценности.

В исследовательском проекте использовался комплекс методов, в том числе индуктивный и дедуктивный метод, метод исследования конкретных ситуаций (case study), метод опроса, включенное наблюдение, методы анализа и синтеза качественной информации, включая материалы интервью,статистические методы анализа, моделирование.

При подготовке отчета использованы различные источники информации (опросы руководителей предприятий и подразделений, данные официальной статистики, материалы международных организаций и аналитических центров).

В частности в проекте использованы данные Росстата, Всемирного банка и ОЭСР,ежегодного опроса руководителей компаний, публикуемым Всемирным экономическим форумом в отчетах о глобальной конкурентоспособности, материалы информационно-аналитических и рейтинговых агентств, материалы ежеквартальных и годовых отчетов, сайты компаний. Кроме того, использовались результаты ежегодного опроса населения о предпринимательской активности, проводимого Глобальным консорциумом по предпринимательству.

Новизна исследования и наиболее важные результаты заключаются в следующем:

  • На базе сравнительных исследований Всемирного экономического форума, Всемирного банка и Глобального консорциума по исследованию предпринимательства было проведено сопоставление рыночной среды, условий ведения бизнеса и управленческих практик, а также предпринимательской активности в странах БРИК. Кроме того на базе научной литературы по сравнительному стратегическому управлению и исследований экспертов по управлению компаниями в развивающихся странах делаются выводы о развитии потребительских рынков данных стран и рыночном поведении компаний. Результатом данного раздела исследования являются предположения об экономических факторах, определяющих различия в уровне клиентоориентированности компаний на рынках развитых и развивающихся стран. В результате анализа управленческих практик был сделан вывод о низкой клиентоориентированности компаний в странах БРИК, вскрыты экономические причины низкой клиентоориентоориентированности, связанные как с практикой управления, так и с внешними рыночными условиями.
  • Предложен подход к анализу клиентоориентированности и путей ее увеличения на развивающихся рынках с учетом, инновационной составляющей, координации и направления межфирменных взаимодействий. В результате анализа литературы и ряда проведенных ранее исследований представлена взаимосвязь ориентации на клиента, рыночной ориентации, инновационной деятельности и показателей результативности компании, а также уточнены предпосылки и результаты клиентооориентированности в компании.
  • Новые результаты исследования по инновационной составляющей клиеноориентированности и информационным технологиям ее обеспечения, представлены в двух аспектах. Первый направлен на углубление понимания проблем и возможностей обеспечения клиентоориентированности на основе развития, и более эффективного использования системы производства знаний и инноваций. Второй раскрывает особенности управления отношениями с клиентами в реализации проектов по внедрению, сопровождению и обновлению систем с использованием CRM (Customer Relationship Management) на рынках В2В в России.
  • На основе статистических материалов из базы данных Всемирного банка, характеризующих некоторые результаты производства знаний (количество публикаций, патентов), их использование в экономике (доля высокотехнологичной продукции в экспорте), а также  экономические условия и факторы производства (ВВП, число исследователей, затраты на исследования и разработки) проведен количественный анализ влияния различных факторов на наблюдаемые результаты производства знаний и инноваций по совокупности крупных развитых и развивающихся стран.
  • Результаты анализа позволили подтвердить предположение, что относительно небольшой вклад России в мировой объем производства знаний в части, характеризуемой количеством патентов и опубликованных статей, может быть в значительной мере объяснен не недостатками в организации и управлении, а недостаточным  финансированием исследований и разработок.
  • Впервые на основе обобщения результатов анализа 70 проектов по адаптации, внедрению, сопровождению и обновлению продуктов SAP и Open Text, с модулями CRM-систем, выделены проблемы и особенности взаимодействия с клиентами, проанализирована роль фирм – интеграторов в трансферте знаний при внедрениисистем CRM на российском рынке.
  • На основе проведенного анализа состава показателей (150 предприятий)  выявлено отсутствие специального контроля  клиентоориентированности как внутренней, так и внешней (межорганизационной) в деятельности компаний. Результаты анализа межорганизационных взаимодействий на различных уровнях интеграции подтверждают и конкретизируют выводы, сделанные ранее о причинах низкой клиентоориентированности компаний на российском рынке.

Результаты работы способствуют модернизации промышленности и совершенствованию моделей управления компаниями в России, развитию российских компаний.

Публикации по проекту:


Стерлигова А. Н. Значение и состояние аксиологического аспекта менеджмента организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 12. С. 123-129.
Kolesnik N. A., Sterligova A. N. Managerial Analysis of Inter-organizational Networks: Delimitation of Boarders, in: Tools and Methods of the Quality and Technology Management Symposium. Budapest : , 2013. P. 385-395.
Стерлигова А. Н. Методологические особенности исследования межорганизационного взаимодействия компаний // В кн.: XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 4 кн. Кн. 2. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 239-250.
Колесник Н. А. Анализ мультидисциплинарной основы исследования вопросов сетевых форм организации // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2013. № 4
Стерлигова А. Н. Исследование межорганизационного взаимодействия компаний в России // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 279-290.
Стерлигова А. Н. Приложение 2. Показатели планирования и оценки результатов межорганизационного взаимодействия // В кн.: Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / Науч. ред.: М. Ю. Шерешева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 420-428.
Барсегян В. М. Институт координаторов как новый формат вовлечения молодежи в общественно-политическую практику на региональном уровне (на примере Ростовской области) // В кн.: Регион в период модернизации: социальные институты. Материалы II Международной научно-практической конференции, 5 апреля 2013 г. / Науч. ред.: Д. А. Шпилев. Н. Новгород : Издательство НИСОЦ, 2013. С. 195-200.
Journal of Business & Industrial Marketing. Inter-firm relationships in Russia: responding to new challenges / Ed. by O. A. Tretyak. Vol. 28. Issue 3. Emerald Group Publishing Limited, 2013.
Olga A. Tretyak, Sloev I. Customer flow: evaluating the long-term impact of marketing on value creation // Journal of Business & Industrial Marketing. 2013. Vol. 28. No. 3. P. 221-228.
Стерлигова А. Н. Феномен человека в логистических бизнес-процессах // Логистика и управление цепями поставок. 2014. № 1(60). С. 30-36.
Bek M. A., Bek N. N., Sheresheva M. Y., Johnston W. Perspectives of SME innovation clusters development in Russia // Journal of Business and Industrial Marketing. 2013. Vol. 28. No. 3. P. 240-259. doi
Стерлигова А. Н. Исследование межорганизационного взаимодействия компаний в России
Бек Н. Н., Волков А. В. Проблемы взаимодействия компаний при внедрении информационно управляющих систем // Экономика и управление собственностью. 2014. № 2. С. 31-39.
Третьяк О. А., Ребязина В. А., Рожков А. Г. Современные маркетинговые практики в России // В кн.: XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4-х книгах. Книга 3 / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2014. С. 291-299.
Kolesnik Nadezda. Interorganizational network relationships management model, in: «Ideas in Marketing: Finding the New and Polishing the Old» Academy of Marketing Science. Ruston : Academy of Marketing Science, 2013.
Ребязина В. А., Смирнова М. М. Клиентоориентированность российских компаний: результаты эмпирического исследования

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!