Исследовательский семинар «Адаптация бизнес-модели D2C для маркетплейсов на рынке электронной коммерции: факторы, влияющие на выбор продавцов»
Докладчик: Муратова Валерия Вячеславовна (Стажер-исследователь НУЛ СФО)
📆Дата: 23 октября 2024 г.
🕥Время: 17:00
Формат: онлайн https://my.mts-link.ru/j/gsbhse/1432685556
В 2022 году рынок электронной коммерции в России значительно увеличился, с ростом на 58,5% по сравнению с 2020 годом (Шарко, Иванова, 2022), что было обусловлено изменением потребительских привычек из-за пандемии Covid-19. Наиболее динамичными сегментами стали eGrocery, ePharma и маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries (Metacommerce, 2021), где количество продавцов на маркетплейсах возросло на 279% в первом квартале 2021 года и достигло 355% к концу года. Однако начиная с 2022 года, темпы прироста продавцов начали снижаться, и к началу 2023 года этот показатель упал до 21%, что связано с растущей популярностью модели D2C (продажа напрямую потребителю) среди малого и среднего бизнеса.
Модель D2C, хотя и существующая давно, стала привлекать внимание предпринимателей только недавно (РБК, 2022), что может привести к дальнейшему оттоку продавцов с крупных маркетплейсов, если не будут улучшены стратегии их привлечения. Важно отметить, что маркетплейсы зависят от доходов, получаемых от продавцов через комиссии и другие затраты, что делает привлечение новых селлеров критически важным для их устойчивости (Tinkoff, 2023).
Таким образом, проблема заключается в том, что растущий тренд D2C приводит к снижению динамики прироста продавцов на маркетплейсах в России. В настоящее время отсутствуют теоретические и практические решения для этой проблемы, и маркетплейсы продолжают придерживаться устаревших стратегий привлечения, что требует пересмотра и улучшения в условиях меняющегося рынка.
На семинаре будут представлены результаты эмпирического исследования: (1) систематизация походов к определению D2C модели дистрибуции товаров на рынке E-commerce (12 глубинных интервью, контент-анализ); (2) факторы, влияющие на выбор продавцами каналов продаж (443 респондентов, факторный анализ, CFA); (3) оценка влияния выделенных факторов на выбор продавцов между собственными интернет-площадками и маркетплейсами (регрессионный анализ). Результатами исследования стали рекомендации по адаптации стратегии привлечения продавцов на площадки электронной коммерции, в частности на маркетплейсы.
В рамках семинара ответим на следующие исследовательские вопросы:
1. Какие сегодня существуют D2C модели дистрибуции товаров на рынке e-commerce?
2. Верно ли, что продавцы, которым важно минимизировать операционные расходы выбирают D2C модель дистрибуции?
3. Какие основные факторы влияют на выбор продавцов своих каналов продаж (все ли так хорошо с маркетплейсами)?
4. Как привлечь средних и малых продавцов на крупные маркетплейсы?
5. Какие технические опции необходимо внедрить и адаптировать маркетплейсам, чтобы привлекать больше продавцов?
Будем рады видеть вас на мероприятии!